Сделано в СССР: самодельная амфибия «Ихтиандр» (10 фото)

Сделать качественный самодельный автомобиль дело непростое. А воплотить в реальность автомобиль-амфибию сложно вдвойне.

<br />
			Сделано в СССР: самодельная амфибия «Ихтиандр» (10 фото)

И. Рикман в 1971 году создал самодельную амфибию «Ихтиандр», а через 20 лет – «Ихтиандр-2».

<br />
			Сделано в СССР: самодельная амфибия «Ихтиандр» (10 фото)

Идея о создании универсального транспортного средства окончательно созрела в голове инженера И. Рикмана к 1971 году. Именно тогда он с единомышленником А. Ревякиным начал работу над самодельной амфибией. Столь необычная конструкция была выбрана неспроста.

Будучи заядлыми путешественниками, соавторы «Ихтиандра» прекрасно знали, что асфальт рано или поздно закачивается и начинается либо ухабистое бездорожье, либо водная гладь. Предпочтение было отдано водной стихии, где впоследствии амфибия зарекомендовала себя с лучшей стороны.

<br />
			Сделано в СССР: самодельная амфибия «Ихтиандр» (10 фото)

Стилистически алюминиевый корпус Ихтиандра напоминал кузов минивэна, однако обводами днища был ближе к катеру. От дверей авторы отказались. Хотя это и затрудняло посадку-высадку, но повышало столь необходимую герметичность. Плавучесть на случай протечки усиливалась пенопластом, которым была оклеена внутренняя часть корпуса и заполнены специальные полости.

<br />
			Сделано в СССР: самодельная амфибия «Ихтиандр» (10 фото)

Сам корпус разделялся на три герметичных отсека. Передний играл роль багажника, в нем же располагались аккумулятор, главные цилиндры тормозной системы и сцепления, а также рулевое управление. Последнее, кстати, было позаимствовано у «Запорожца» ЗАЗ-968 и дополнено двумя дополнительными тягами. Во избежание попадания воды внутрь корпуса, все выступающие наружу детали имели герметичные уплотнения.

<br />
			Сделано в СССР: самодельная амфибия «Ихтиандр» (10 фото)

На крышке переднего отсека находился увесистый якорь. Он имел не только символическое значение, но и прикладное: фиксировал амфибию на плаву и обеспечивал работу лебедки при выезде на зыбкий берег. Якорный механизм был снабжен как электрическим, так и ручным приводом. Средний, самый большой отсек был отведен под рубку и кают-компанию. Для входа в салон по бокам были сделаны подножки, а часть крыши сдвигалась назад. В кормовом отсеке размещалось «машинное отделение», включающее полуторалитровый 70-сильный ВАЗовский двигатель, состыкованный с коробкой передач от ЗАЗ-966. В системе охлаждения двигателя использовались три радиатора. Два обдуваемых воздухом из воздухозаборников на задних боковинах, и еще один, закрепленный на днище, он омывался водой во время плавания. Подвеска у «Ихтиандра» была торсионной, полностью независимой. В ней использовались узлы передней подвески ЗАЗ-968. Причем конструкция предусматривала изменение дорожного просвета специальными муфтами, благодаря чему на плаву колеса можно было «поджать под себя» и уменьшить сопротивление движению.

<br />
			Сделано в СССР: самодельная амфибия «Ихтиандр» (10 фото)

Герметичность обеспечивалась плотными эластичными прокладками. Водным движителем у «Ихтиандра» служил водомет, вал которого через эластичную муфту был соединен с передним концом коленвала двигателя. Для лучшей маневренности на воде поворот осуществлялся с помощью передних колес и выходного сопла водомета. Для движения задним ходом был предусмотрен гидрореверс. На плаву «Ихтиандр» двигался со скоростью до 20км/ч. А на дорогах с твердым покрытием он мог разгоняться до 120 км/ч. В 1979 году «Ихтиандр» впервые участвовал в пробеге самодельных автомобилей, затем еще в нескольких, даже снимался в кино. По земле «Ихтиандр» проехал около 400.000 километров, а по воде проплыл около тысячи, чем полностью доказал свою состоятельность. Тем не менее, в начале 90-х И. Рикман предпринял вторую попытку. Учитывая опыт эксплуатации предшественника, «Ихтиандр-2» был задуман и построен как амфибия повышенной проходимости с полным приводом и блокируемыми дифференциалами. Кроме того, для «игр» с клиренсом на машину была установлена гидравлическая подвеска. По-прежнему каркасный, корпус теперь стал стеклопластиковым (с толщиной стенки порядка 8 мм) и обзавелся дверьми. Любопытным решением стала поднимающаяся крыша-гармошка, которая позволяла человеку встать в салоне автомобиля в полный рост.

<br />
			Сделано в СССР: самодельная амфибия «Ихтиандр» (10 фото)

Для «Ихтиандра-2» был использован «нивовский» двигатель мощностью 80 л.с. с измененной системой охлаждения. Радиатор располагался в корме слева от двигателя, крыльчатка вентилятора была смонтирована на валу генератора, но имелся и дополнительный электрический вентилятор. Забор воздуха происходил через боковые воздухозаборники, а выброс — через кормовые. В трансмиссии и ходовой использовались многие узлы и детали от ЛуАЗа, хотя от «медленных» луазовских колесных редукторов пришлось отказаться. Тормозная система была собрана на основе «нивовской», но задние тормоза сделаны дисковыми, они быстрее сохнут при выходе из воды.

<br />
			Сделано в СССР: самодельная амфибия «Ихтиандр» (10 фото)
<br />
			Сделано в СССР: самодельная амфибия «Ихтиандр» (10 фото)

«Ихтиандр-2» пробежал и проплыл существенно меньше первого: около 112.000 км по земле и несколько сотен километров по воде. В 2013-году он был выставлен на продажу, его купили экзальтированные немцы и он нашел пристанище в Германии.

<br />
			Сделано в СССР: самодельная амфибия «Ихтиандр» (10 фото)

batona.net