История

История Автор: Александр Кабановский , Ответственный редактор 14 нояб. 2019 г., 11:18

Четыре десятилетия назад в Сан-Паулу уже проходили гонки Формулы 1. Однако и трасса, и машины, и сюжетные линии в те годы были совсем не такими, как сейчас.

  • Как это было: Гран При Бразилии'12, когда Хюлькенберг чуть не выиграл гонку, а Алонсо – третий титул
  • Слайдер Список

    Вообще говоря, в 1980 году Формула 1 вообще не должна была приезжать в Сан-Паулу. Планировалось, что гонку примет автодром «Жакарепагуа» в Рио, который дебютировал в календаре двумя годами раньше

    История 1/47

    Фотограф: LAT Images

    Но Формула 1 осталась не в восторге от трассы и инфраструктуры «Жакарепагуа». А уж когда у местных организаторов начались проблемы с деньгами, долгих раздумий не было – Рио оперативно заменили на Сан-Паулу

    История 2/47

    Фотограф: LAT Images

    Говоря по правде, и на «Интерлагосе» асфальт был, мягко говоря, не безупречным. На тот самый 1980-х как раз была запланирована перекладка покрытия по всей трассе с одновременной модернизацией комплекса боксов. Но эти планы пришлось отложить

    История 3/47

    Фотограф: LAT Images

    Зато сама трасса была любима всеми. В те годы ее протяженность составляла почти 8 километров, а конфигурация включала множество интересных поворотов. В сочетании с перепадом высот это создавало уникальную комбинацию

    История 4/47

    Фотограф: LAT Images

    Следы старой конфигурации и в наши дни можно увидеть с воздуха. Сейчас она уже не используется для гонок

    История 5/47

    Фотограф: Sutton Images

    Сравнение конфигурации «Интерлагоса» 70-х годов с нынешней

    Годом ранее оба титула достались Ferrari. По чистой скорости лучшими в 1979-м были машины Renault, но их турбомоторы слишком часто отказывали. Что позволило Джоди Шектеру стать чемпионом и вместе с Жилем Вильневом принести Скудерии Кубок конструкторов

    История 6/47

    Фотограф: Эрколе Коломбо

    Но Энцо Феррари, и в столь почтенном возрасте сохранивший ясный ум, прекрасно понимал все преимущества турбонаддува. Он тоже решил строить такой мотор – предупредив пилотов, что в 1980-м все в Маранелло будут заняты этим вопросом. И на серьезные обновления машины можно не надеяться

    История 7/47

    Фотограф: Эрколе Коломбо

    Дебютную гонку нового сезона, прошедшую в середине января в Аргентине, пилоты Скудерии начинали только восьмым и 11-м. Дистанцию никто из них не закончил: Вильнев, попал в аварию, занимая второе место, Шектера подвел мотор. Выиграл же Алан Джонс из набирающей силу Williams

    История 8/47

    Фотограф: LAT Images

    Из Буэнос-Айреса команды приехали в Сан-Паулу. Бразилия оставалась Бразилией, и для охраны своих боксов от непрошенных гостей механики Lotus разместили на видном месте пару хищных пираний

    История 9/47

    Фотограф: Sutton Images

    Кроме мощных моторов, у Renault и Ferrari был в том сезоне еще один козырь – только две эти команды использовали шины Michelin. Французы привозили на этапы специальные квалификационные слики, которых не было у клиентов Goodyear

    История 10/47

    Фотограф: LAT Images

    Еще до гонки стало ясно, что длинные прямые «Интерлагоса» безжалостны к моторам. В Ferrari проблемы возникли у Вильнева, в Renault – у Рене Арну. К счастью, никаких штрафов на решетке тогда и в помине не было

    История 11/47

    Фотограф: Эрколе Коломбо

    В пятницу быстрее всех проехал Жан-Пьер Жабуй на Renault: на высоте 800 метров над уровнем моря турбина приносила даже больше преимущества, чем обычно. Так как круг в Сан-Паулу был очень длинным, на его преодоление у гонщика ушло 2 минуты и 21 секунда

    История 12/47

    Фотограф: LAT Images

    Не самый известный и успешный из плеяды быстрых французов 70-х, Жабуй сыграл огромную роль в становлении Renault в Ф1. Он был не только гонщиком, но и конструктором, играя важную роль в разработке машины. Именно Жан-Пьер принес своей команде первую в истории победу – это произошло на памятном Гран При Франции 1979 года в Дижоне

    История 13/47

    Фотограф: LAT Images

    В субботу вызов лидеру попробовала бросить команда Ligier. В предыдущем сезоне ее пилоты завоевали на «Интерлагосе» победный дубль, но в этот раз Дидье Пирони все же остался вторым, остановившись в 0,25 секунды от поула

    История 14/47

    Фотограф: Sutton Images

    Вильнев смог завоевать третью стартовую позицию. А вот чемпион мира Шектер, дважды закрутившись на быстрых кругах, остался только восьмым

    История 15/47

    Фотограф: LAT Images

    Помимо очевидных преимуществ у турбомоторов начала 80-х был и явный недостаток – на старте они раскручивались медленнее «атмосферников». Жабуй сразу потерял лидерство…

    История 16/47

    Фотограф: LAT Images

    …откатившись на четвертое место. В лидеры благодаря своему фирменному рывку пробился Вильнев…

    История 17/47

    Фотограф: LAT Images

    … также обладателя поула опередили оба гонщика Ligier

    История 18/47

    Фотограф: Sutton Images

    В южном полушарии был разгар лета, в день гонки было хорошо за 30 градусов, и было очевидно, что выдержать 40 кругов гоночной дистанции смогут не все машины. Кстати, оцените расположение зрителей

    История 19/47

    Фотограф: Sutton Images

    В дебюте гонки в неприятную аварию попал Марио Андретти. Тот сезон ветеран проводил в составе Lotus. Ошибка в повороте привела к тому, что машина едва не перевернулась, подлетев на бордюре. Но американцу повезло: болид приземлился на колеса

    История 20/47

    Фотограф: Sutton Images

    Жабуй сразу же начал отыгрываться, еще до конца первого круга оставив позади Жака Лаффита. За квартетом лидеров позиции заняли Рене Арну (Renault), Элио де Анжелис (Lotus), Алан Джонс (Williams) и Шектер

    История 21/47

    Фотограф: Дэвид Фиппс

    Кадр, сделанный с той же точки на втором круге – Жабуй уже второй, Арну умчался от преследователей и нагоняет группу впереди

    История 22/47

    Фотограф: Эрколе Коломбо

    Жиль Вильнев никогда не уступал без боя, но в этот раз силы были неравными. Канадец уступил лидерство гонщику Renault, но куда хуже было другое – у него возникли проблемы с управляемостью, и за несколько кругов пилот Скудерии откатился на пятое место…

    История 23/47

    Фотограф: Эрколе Коломбо

    …после чего пропустил де Анжелиса и Джонса (на фото Жиль между ними)…

    История 24/47

    Фотограф: Дэвид Фиппс

    Да, мы знаем, что цветные кадры предпостительнее черно-белых

    …и в итоге оказался прямо перед своим напарником Шектером

    История 25/47

    Фотограф: LAT Images

    Еще до этого шансов на успех лишился Дидье Пирони. На его Ligier от тряски отлетела одна из эластичных «юбок», позволяющих создавать под днищем граунд-эффект. Замена детали на пит-стопе потребовала бы слишком много времени, и механикам оставалось лишь снизить жесткость стабилизатора поперечной устойчивости. Пирони откатился далеко назад

    История 26/47

    Фотограф: LAT Images

    Еще до завершения 10-го круга в боксах побывали и оба пилота Ferrari. Вильнев попробовал сменить шины, чтобы хоть частично избавиться от проблем с управляемостью, у Шектера же все было куда серьезнее – стало падать давление масла

    История 27/47

    Фотограф: LAT Images

    Джоди вернулся на трассу, но вскоре вынужден был окончательно признать свое поражение. Для действующего чемпиона сезон начался с двух сходов подряд

    История 28/47

    Фотограф: LAT Images

    Гонка продолжала нести потери. Не доехав даже до середины дистанции, остановился Жак Лаффит. На Ligier не выдержал распределитель зажигания

    История 29/47

    Фотограф: LAT Images

    В ту пору Айртон Сенна был еще слишком юн для Ф1, и главным кумиром Бразилии временно был Нельсон Пике. По ходу уик-энда пилот Brabham попал в серьезную аварию в тренировке, а в гонке претендовал на очки. Но из-за повреждения подвески улетел с трассы. Arrows Йохена Масса попал в защитные сети еще до этого

    История 30/47

    Фотограф: Дэвид Фиппс

    Проблемы конкурентов сыграли на руку Renault. Две желтые машины возглавляли гонку, уверенно опережая соперников

    История 31/47

    Фотограф: LAT Images

    На третье место поднялся Элио де Анжелис из Lotus. Поначалу он даже пробовал угнаться за Арну, но после пары опасных моментов здраво рассудил, что синица в руках в данном случае предпочтительнее

    История 32/47

    Фотограф: Sutton Images

    Свой спор за места в десятке вели и пилоты McLaren. Поначалу быстрее в этой паре был опытный Джон Уотсон (№7), но когда баки стали пустеть, дебютант сезона Ален Прост вышел вперед и умчался от напарника

    История 33/47

    Фотограф: LAT Images

    Тем временем не готовый сдаться Жиль Вильнев прорывался через пелотон, стремясь в зачетную шестерку. Этим же был занят и Дидье Пирони

    История 34/47

    Фотограф: Дэвид Фиппс

    Размеренное течение гонки оказалось нарушено на 27-м круге. Лидировавший почти с самого старта Жан-Пьер Жабуй вынужден был сойти. Причиной в который раз стали проблемы с турбомотором

    История 35/47

    Фотограф: LAT Images

    Его напарнику повезло куда больше – Рене Арну, возглавив гонку, смог успешно добраться до клетчатого флага. Победа стала для него первой в карьере

    История 36/47

    Фотограф: Дэвид Фиппс

    Элио де Анжелис отстал на 20 секунд, но тоже мог быть доволен собой. Молодой итальянец проводил в Ф1 второй полный сезон и впервые в карьере поднялся на подиум. Он на 45 секунд уехал от Алана Джонса, которому третья позиция позволила остаться лидером сезона

    История 37/47

    Фотограф: LAT Images

    Жак Лаффит после проблем в дебюте пробился на четвертое место, а пятое в остром споре с Риккардо Патрезе из Arrows отвоевал Ален Прост, для которого это была вторая гонка в Ф1

    История 38/47

    Фотограф: Sutton Images

    На фото показан эпизод борьбы Проста с напарником Патрезе Йохеном Массом*

    Что до Вильнева, то его усилия принести Ferrari первые очки в сезоне не принесли результата – на последних кругах на машине канадца «закусило» привод акселератора, и Жиль едва не разбил машину. После чего предпочел вернуться в боксы и сойти

    История 39/47

    Фотограф: LAT Images

    Победа Арну подтвердила то, что и так знали все в Формуле 1 – если турбомашина без неполадок доезжает до финиша, то соперники практически точно остаются позади

    История 40/47

    Фотограф: LAT Images

    Но на длинной дистанции куда важнее была не чистая скорость, а регулярные финиши – что и доказал Алан Джонс, завоевавший титул за рулем Williams

    История 41/47

    Фотограф: Жан-Филип Легран

    Для Ferrari 1980-й стал ночным кошмаром. Вильнев и Шектер ни разу не смогли финишировать выше пятого места, на двоих заработав 8 очков. Южноафриканец, не дожидаясь завершения чемпионата, объявил об уходе из Ф1

    История 42/47

    Фотограф: Дэвид Фиппс

    Вильнёв предпочел остаться, и его терпение было вознаграждено. За рулем новой турбомашины Скудерии он одержал в 1981-м несколько побед, а в сезоне-82 был главным претендентом на титул…

    История 43/47

    Фотограф: LAT Images

    …но попал в смертельную аварию на Гран При Бельгии

    История 44/47

    Фотограф: LAT Images

    Надежность Renault продолжала расти, особенно после приглашения в команду Алена Проста. В 1983-м французам не хватило до титула самой малости

    История 45/47

    Фотограф: Sutton Images

    Гран При Бразилии с 1981 года все же переехал на «Жакарепагуа», где проводился до конца десятилетия

    История 46/47

    Фотограф: LAT Images

    Трасса в Рио и после этого продолжала принимать местные гонки, но ее участь оказалась незавидной – автодром был уничтожен для возведения спортивных объектов Олимпиады-2016

    История 47/47

    Фотограф: XPB Images

    ru.motorsport.com